Правительство Оренбургской области. Министерство образования.
Главная страница Написать нам Карта сайта
Общие сведения о министерстве
Официальные документы
Органы управления образованием
Версия для слабовидящих
Новости
Новости территорий
Проекты
Государственные программы
Дошкольное образование
Общее образование
Система профессионального образования
Воспитательная работа и дополнительное образование детей
Социальная поддержка детей
Педагогические кадры
Экономика и статистика
Информатизация системы образования
Наука и научно-техническая деятельность
Пресс-центр
Информационные материалы
Лидеры образования
Ссылки
Интернет-приёмная
Государственные услуги
Государственные закупки
Комплексная безопасность образовательной организации
Проекты нормативно-правовых актов
Противодействие коррупции
Выполнение Указов Президента РФ
Независимая оценка качества образования
Открытые данные
 
ЕГЭ
 
Найди меня мама
 
Федеральное агенство по образованию
 
ВПС

ВПС / Новости

 

<< назад / Региональные

18 мая в Центре социально-консервативной политики ВПП «Единая Россия» состоялось Всероссийское совещание «О путях и механизмах реализации инициатив Председателя Правительства В.В. Путина о модернизации системы образования и повышения заработной платы учителей».

Мероприятие было организовано и проведено Всероссийским педагогическим собранием. Вела совещание председатель ВПС, член Генерального совета ВПП «Единая Россия» Валентина Николаевна Иванова.

В совещании принимали участие представители Министерства образования  и науки Российской Федерации, департамента регионального развития Министерства образования и науки РФ и др. Кроме того,  присутствовали и участвовали в работе совещания представители Всероссийского педагогического собрания г.г. Москвы, Липецка, Тамбова  и Московской области.

Совещание проходило в режиме видеоконференции с регионами.

На связь с Москвой выходили: Волгоградская область, Республика Дагестан, г.г. Санкт-Петербург, Оренбург, Псков, Рязань, Ростов, и др.

В ходе работы совещания по теме «Организация эффективной системы взаимодействия с родительской общественностью и психолого-педагогического просвещения родителей как приоритет современной образовательной политики» выступил Мерзляков Юрий Михайлович – заместитель министра образования, руководитель регионального исполнительного комитета ВПС.

 

Выступление Ю.М. Мерзлякова на Всероссийской конференции ВПС «Организация эффективной системы взаимодействия с родительской общественностью и психолого-педагогического просвещения родителей как приоритет современной образовательной политики»

Утвержденная Президентом Российской федерации Д.А. Медведевым в феврале 2010 г.  национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» направлена на  создание школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, порядочность и патриотизм, стремление к здоровому образу жизни. Современная школа также должна стать привлекательным местом семейного отдыха и центром взаимодействия с родительским сообществом, роль которого в решении ключевых вопросов модернизации образовательного процесса за последние  годы  значительно возросла. Министерство образования традиционно уделяет первостепенное  внимание организации системной работы с родителями как наиболее заинтересованными партнерами системы образования.    На особом контроле находятся вопросы психолого-педагогического просвещения родителей, повышения их педагогической и общей культуры, формирования здорового и нравственного образа жизни семьи.

Системное проведение занятий лекториев, университетов педагогических знаний для родителей и их примерная тематика были рекомендованы областной родительской конференцией «Ребенок. Родитель. Общество» в 2001 году. Конференция определила стратегические приоритеты в сфере воспитания детей, подростков и молодежи, в организации  сотрудничества с  родительской общественностью области  в условиях модернизации системы образования. В 2003 году был создан областной координационный совет «Родители Оренбуржья», впоследствии ставший региональной общественной организацией, представляющей интересы родительской общественности области. В рамках Соглашения о сотрудничестве между министерством образования и  РОО «Родители Оренбуржья» органы управления образованием оказывают поддержку различным объединениям родительской общественности, способствуют вовлечению родителей в совместную с детьми  коллективную творческую деятельность, направленную на укрепление их авторитета, принимают меры по повышению их воспитательного потенциала и педагогической компетенции. На региональном и муниципальном уровне регулярно организуются встречи с руководителями и представителями объединений родительской общественности, в рамках  которых обсуждаются актуальные проблемы и современные подходы к организации эффективного сотрудничества семьи, образовательного учреждения и социума. Так, в 2009 году  было проведено региональное совещание с руководителями муниципальных объединений родительской общественности «Развитие общественного участия в управлении образованием: состояние, проблемы, перспективы», в 2010 году -  областной семинар «Деятельность общественных организаций и развитие общественно-государственных форм  управления в системе образования  Оренбургской области». Привлечение родителей к активному участию в жизнедеятельности и управлении образовательными учреждениями осуществляется на основе Концепции развития государственно-общественного управления системой образования на территории Оренбургской области.

В целях укрепления взаимодействия семьи и школы, повышения психолого-педагогической культуры родителей, оказания содействия семейному воспитанию в 2009 году  министерством образования области  был установлен единый областной ежемесячный День родительского всеобуча (четвертая пятница месяца), в рамках которого занятия с родителями  проводятся во всех дошкольных учреждениях и школах  по специальной программе «Педагогическое просвещение родителей»,  разработанной учеными Оренбургского государственного педагогического университета. Данная программа включает тематику занятий с родителями детей дошкольного, младшего, среднего и старшего  школьного возраста, разработанную с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, а также примерные сценарии родительских собраний, характеристику методов педагогической диагностики, методики изучения личности учащегося, его семьи. Отдельный раздел  программы посвящен анализу приоритетов и педагогических ориентиров воспитания ребенка в семье и школе, характеристике типов и особенностей современной семьи, условий, обеспечивающих гармонизацию внутрисемейных отношений, повышение эффективности социальной адаптации детей и подростков. Особое внимание в данной программе уделено вопросам социализации личности, проблемам  профилактики правонарушений, наркомании и других негативных явлений в образовательной среде.

Министерством образования установлен постоянный контроль за проведением родительского всеобуча.  Темы нравственного развития личности и духовных ценностей семьи, защиты прав детей, роли семьи и школы в воспитании подрастающего поколения ежемесячно рассматриваются  с участием  сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, психологических служб, наркологов, педиатров и других заинтересованных специалистов.     Организовано систематическое правовое просвещение родителей с разъяснением правовых последствий ненадлежащего исполнения обязанностей по обучению и воспитанию детей, жестокому обращению с ними.  Занятия проводятся не только в традиционной форме лекций, бесед, собраний, но и в формате диспутов, конференций, «круглых столов», семинаров, тренингов, семейных гостиных, позволяющих удовлетворить образовательные и воспитательные запросы современных родителей.   По данным органов управления образованием, занятия в рамках всеобуча регулярно посещают 70% -75% родителей.  Учреждение единого областного Дня родительского всеобуча позволило более эффективно и системно осуществлять взаимодействие с родителями, в том числе «обратную связь», своевременно определять и устранять проблемы. 

Министерство образования и органы управления образованием осуществляют поддержку и защиту института семьи, оказывают содействие семейному воспитанию в соответствии с региональной концепцией «Воспитание оренбуржца ХХI века». Развиваются традиционные и  современные формы работы с семьей: открываются общественные родительские приемные, консультпункты по вопросам воспитания, действуют семейные клубы «выходного дня», клубы молодой семьи,  клубы семейного чтения, Советы отцов, проводятся родительские конференции, тематические «круглые столы»,  совместные мероприятия спортивной, туристско-краеведческой, гражданско-правовой, здоровьесберегающей и иной направленности. В образовательных учреждениях создаются воспитательные системы, направленные на подготовку молодежи к семейной жизни, формирование навыков социальной, в том числе семейной адаптации.

В целях повышения социального статуса и авторитета семьи на областном уровне успешно функционируют открытая социально-педагогическая  система «Семья  плюс», клубы для детей - инвалидов и их семей «Надежда» и «Доверие», Единая Творческая Лаборатория «СемьЯ». На базе областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко в 2009-2010  учебном году была открыта областная очно-заочная школа для родительского актива «Ребенок, родитель, общество: путь к успеху», призванная содействовать повышению воспитательного потенциала родителей (годовой учебно-тематический план школы рассчитан на 66 часов). Вопросы взаимодействия с семьей, актуальные проблемы воспитания обсуждаются на сайте ОДТДМ им. В.П. Поляничко «Центр  поддержки и обеспечения деятельности классного руководителя» в рубрике «Работа с родителями», освещаются  на страницах  областных журналов «Внешкольник Оренбуржья», «Классная работа», информационного бюллетеня «Семья плюс», в учебно-методических пособиях серии «Классный руководитель XXI века».

Результатом реализации программ взаимодействия с родительской общественностью стало повышение воспитательного потенциала родителей, их педагогической компетентности, улучшение детско-родительских отношений, сформированная потребность в организации семейного досуга. Значительно возросло число органов государственно-общественного управления образованием. В настоящее время  в поддержку системы образования действует около 6 тысяч  различных объединений.  В их числе  родительские советы,  советы школ,  советы старшеклассников, педагогические общества,  ассоциации выпускников,  советы педагогов-ветеранов,  попечительские советы,  советы молодых педагогов. Возрастает число управляющих советов, наделенных важнейшими полномочиями и разделяющих ответственность за результативность образовательного процесса и перспективы развития   учреждения с его директором. В 2010 году в образовательных учреждениях области действовали  362 управляющих совета.

Значительный вклад в работу по взаимодействию с родительской общественностью вносит и Оренбургское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания. Так, в феврале 2011 года прошел расширенный Пленум регионального отделения с участием председателя Всероссийского педагогического собрания В.Н. Ивановой, в ходе которого подводились итоги работы за минувший год и ставились задачи на предстоящий период. В работе Пленума активное участие приняли и представители городских и районных Советов родительской общественности, которые также подводили итоги работы, определяли задачи, в том числе и по совместной работе с региональным отделением ВПС. В рамках мероприятия по теме «Участие родительской общественности в управлении муниципальной системой образования» выступила председатель союза родительской общественности Переволоцкого района Баталова Ирина Алексеевна.

По итогам работы Пленума В.Н. Иванова отметила, что в регионе отработана система взаимодействия с родительской общественностью, эффективного психолого-педагогического просвещения, способствующая изменению ценностного отношения родителей, особенно молодых,  к своим обязанностям, повышению статуса отцовства и материнства, что особенно значимо в современных социокультурных условиях.