Правительство Оренбургской области. Министерство образования.
Главная страница Написать нам Карта сайта
Общие сведения о министерстве
Официальные документы
Органы управления образованием
Версия для слабовидящих
Новости
Новости территорий
Проекты
Государственные программы
Дошкольное образование
Общее образование
Система профессионального образования
Воспитательная работа и дополнительное образование детей
Социальная поддержка детей
Педагогические кадры
Экономика и статистика
Информатизация системы образования
Наука и научно-техническая деятельность
Пресс-центр
Информационные материалы
Лидеры образования
Ссылки
Интернет-приёмная
Государственные услуги
Государственные закупки
Комплексная безопасность образовательной организации
Проекты нормативно-правовых актов
Противодействие коррупции
Выполнение Указов Президента РФ
Независимая оценка качества образования
Открытые данные
 
Найди меня мама
 
Федеральное агенство по образованию
 
Оренбургская областная детская общественная организация "Региональное агентство детского отдыха "Оренбургские каникулы" 2017
 
ВПС

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ"

О проекте

 

 

 

 

 

 

 

 





2006 год / 2007 год / 2008 год / 2010 год / 2011 год

2012 год

 

Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), стартовавший в России в 2005 году, является масштабной программой глубокого реформирования российского образования.

Необходимость системных изменений по основным направлениям образования назрела уже давно. Российская образовательная система в соответствии с запросами времени должна была стать более открытой, более демократичной, нуждалась в новых эффективных образовательных схемах, требовала более тесной связи с гражданским сообществом, нуждалась в повышении качества образовательного менеджмента. Все эти и многие другие задачи призван решить приоритетный национальный проект «Образование».

ПНПО реализуется по нескольким основным направлениям – таким, как ведение современных образовательных технологий, создание и поддержка национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня, поддержка лучших образцов отечественного образования на конкурсной основе и др. Каждое из этих направлений включает несколько проектов.

Реализованные проекты

• Создание и поддержка инновационных школ

В 2006-2008 гг. проводился ежегодный конкурс инновационных программ общеобразовательных учреждений, в ходе которого отбиралось по 3000 лучших общеобразовательных школ. Школам было за что соревноваться – каждая из них после подведения Министерством образования и науки РФ итогов конкурса получила по 1 млн рублей из федерального бюджета на приобретение лабораторного оборудования, компьютеров, методических пособий, модернизацию всей материально-технической базы, а также на повышение квалификации преподавателей. Всего за три года такая финансовая помощь была оказана 9000 школ (по 3000 школ за каждый год) с общим объемом финансирования – 9 млрд рублей.

В результате реализации проекта победившие школы (в т.ч. сельские) не только смогли улучшить свою материальную оснащенность и повысить качество обучения, но также изменить свои уставы в сторону большей демократизации: например, создать органы школьного самоуправления. Многие из этих школ стали также ресурсными опорными центрами для других школ по внедрению инновационных методик в процесс обучения.

• Поддержка учреждений начального среднего и среднего профессионального образования (НПО и СПО)

Проект поэтапно реализовывался в 2007-2009 гг. и имел целью поддержку системы подготовки рабочих кадров, квалификация которых полностью бы отвечала потребностям конкурентоспособных предприятий всех отраслей современной российской экономики.
Для выявления лучших начальных и средних образовательных учреждений также проводились конкурсы на лучшие инновационные программы, а победителям полагались крупные субсидии.
В целом за эти три года были поддержаны инновационные образовательные программы 320 учреждений НПО и СПО, в которых обучаются свыше 200 тыс. студентов. Общий объем финансирования из федерального бюджета составил 9,48 млрд. рублей, при софинансировании из региональных бюджетов и за счет средств работодателей – в сумме 3,3 млрд. рублей и 5,5 млрд. рублей соответственно.

Реализация проекта позволила внедрить в образовательных учреждениях современные методы и формы обучения, рассчитанные на освоение новейших производственных технологий, а также привести в соответствие запросы работодателей и квалификацию выпускников НПО и СПО, участвующих в проекте.

• Инновационные программы высших учебных заведений

Одним из важнейших направлений в рамках ПНПО была задача модернизировать и сделать более эффективным и качественным российское высшее образование с тем, чтобы оно стало конкурентоспособным на мировом рынке и полностью соответствовало требованиям современного рынка труда. Для этого предполагалось расширить насколько это возможно интеграцию образования и науки, модернизировать содержание и методику самих образовательных программ и сформировать новую схему менеджмента в российских вузах.
На конкурсной основе в течение 2006-2008 гг. были выявлены лучшие вузы, предоставившие на творческий конкурс свои инновационные образовательные программы. В целом были финансово поощрены 57 лучших вузов-победителей – каждый из них получил от 200 млн до 1 млрд рублей на кардинальное обновление материально-технической базы, на внедрение новых образовательных программ с применением информационных технологий и новейших методических пособий.

В целом проект был профинансирован государством на общую сумму 40 млрд. рублей – 5 млрд. в 2006 г., 15 млрд. – в 2007 г. и 20 млрд. – в 2008 г.

Успешный опыт проведения этих конкурсов в дальнейшем стал основой для проведения конкурса на лучшие национальные исследовательские университеты в 2009 г.

• Интернетизация образования

Подключение всех российский школ к сети Интернет являлось насущной необходимостью, поскольку обеспечивало доступ учащихся и преподавателей к мощному современному образовательному ресурсу. Ежедневно в течение 2006-2008 гг. к сети подключалось до 300 российских общеобразовательных учреждений, что обеспечило учащимся и преподавателям доступ к электронным библиотекам, музеям, научно-техническим, гуманитарным и естественнонаучным онлайн-порталам. В настоящее время разрабатывается система т.н. электронных ресурсов нового поколения – то есть интерактивных образовательных программ по всем школьным предметам.

Школы не только были подключены к сети, но также обеспечивались соответствующей технической поддержкой и фильтрацией неподобающей интернет-информации.
Общее финансирование проекта составило 3 млрд. рублей.

• Учебное оборудование

В 2006-2008 гг. в тысячах школ всех регионов России было обновлено учебное и учебно-наглядное оборудование. В целом в эти образовательные учреждения было поставлено 54 800 комплектов, состоящих из современных лабораторий, интерактивных электронных досок, мультимедийных проекторов и другого оборудования. Это позволило во многом усовершенствовать процесс обучения, повысить интерес школьников к изучению предметов - особенно тех, которые подразумевают лабораторные опыты.

Оснащение школ с общим финансированием в размере 6,9 млрд. рублей весомо улучшило условия обучения около 6 млн. детей в 15 тыс. школ разных регионов России.

• Сельский школьный автобус

В 2006-2008 гг. была реализована программа по приобретению автобусов для сельских школ. Многокилометровые расстояния до школы являлись серьезным препятствием для получения качественного образования для детей, живущих в сельской местности, поскольку для них посещение занятий было или затруднительно, или вовсе невозможно.

Малочисленные и неэффективные сельские школы были ликвидированы, а детям была предоставлена возможность посещать дальние базовые школы с помощью специальных школьных автобусов. Таким образом, запуск на маршруты 9800 автобусов, приобретенных на средства Федерального бюджета на общую сумму 3 млрд. рублей, позволил улучшить доступность образования для 136 тыс. учеников, живущих в сельской местности.

• Модернизация региональных систем образования

Проведенные в течение 2007-2009 гг. конкурсы комплексных проектов модернизации региональных систем образования позволили помочь школам 31 региона – победителям в оснащении их новым учебным оборудованием, а также повысить заработную плату всем учителям в этих регионах.

Общими достижениями реализации проекта в настоящее время является повышение оснащенности региональных школ с 4 до 24% от потребности, а также повышение зарплаты педагогам не менее чем на 25% (и более чем на 80% – наиболее сильным и эффективным из них) в соответствии с переходом на НСОТ – новую систему оплаты труда.
Финансирование проекта составило 9,95 млрд рублей из федерального бюджета и 23 млрд рублей – из региональных бюджетов.

II. Проекты, реализуемые в настоящее время

• Создание сети федеральных университетов

Развитие системы высшего регионального образования и укрепление региональной науки в соответствии с потребностями эффективного социально-экономического развития регионов потребовало создания сети сильных региональных университетов, которые могли бы обучать высококвалифицированных специалистов в соответствии с запросами региональных рынков труда. Тех, которые благодаря полученному в университете интеллектуальному капиталу, могли бы обеспечить оригинальными инновационными разработками местную экономику.

Первыми федеральными университетами были:

- Сибирский университет в Красноярске – на базе слияния Красноярского госуниверситета, Красноярской государственной архитектурно-строительной академии, Красноярского государственного технического университета и Государственной академии цветных металлов и золота;

- Южный университет в Ростове-на-Дону – на основе объединения Ростовского госуниверситета с Ростовской государственной академией архитектуры и искусства, Ростовским государственным педагогическим университетом и Таганрогским государственным радиотехническим университетом.

Указ об их создании был подписан президентом России в 2006 г. Каждый из университетов получил на реализацию своих программ около 6 млрд рублей бюджетных средств, а также средства из региональных бюджетов и регионального бизнеса.

Следующие шесть федеральных университетов были основаны в 2009 г. в соответствии с президентским Указом:

- Северный (Арктический) в Архангельске;
- Приволжский в Казани;
- Уральский в Екатеринбурге;
- Дальневосточный во Владивостоке;
- Балтийский им. Иммануила Канта в Калининграде;
- Северо-Восточный им. М.К. Амосова в Якутске.

Последним на сегодняшний день федеральным университетом, созданным в 2011 г., стал Северокавказский университет в Ставрополе.

Все 9 университетов имеют передовые образовательные программы, реализуемые в тесной интеграции с наукой, самое современное оборудование, новейшие образовательные методики и готовят специалистов по широкому спектру специальностей. Также здесь, в тесном сотрудничестве с Российской академией наук, проводятся фундаментальные исследования по важнейшим направлениям современной науки. Предполагается, что в течение 5-6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в число 10 ведущих вузов России, а к 2020 г. – в число 100 лучших университетов мира. На Балтийский и Северокавказский федеральные университеты возлагается также ряд геополитических задач и важная миссия социализации молодежи в этих регионах.

• Бизнес-школы мирового уровня

Учитывая дефицит топ-менеджмента в российской экономике, прежде всего, руководителей высшего и среднего звена, была чрезвычайно важна реализация проекта по созданию передовых бизнес-школ мирового уровня в Санкт-Петербургском и Московском регионах. Предполагается создание к 2015 г. Высшей школы менеджмента на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (оцениваемая мощность – 1800 студентов, из которых 30% – иностранные студенты) и Московской школы управления «Сколково» (примерная мощность – 1000 студентов).

Амбициозный проект предусматривает подготовку управленческих кадров, способных осуществить настоящий прорыв в экономике России.

• Выплаты классным руководителям

Поощрение труда классных руководителей является необходимым условием в организации воспитательного процесса в российских школах. Поэтому статус классного руководителя был нормативно закреплен с одновременным выделением для учителей, исполняющих эти функции, дополнительного фиксированного вознаграждения – до 1000 рублей в зависимости от наполняемости класса и контингента учащихся (слабослышащих, с отклонениями в развитии и пр.). Начиная с 2006 г. выплаты производятся более чем 800 тыс. классных руководителей, на что из федерального бюджета ежегодно выделяется около 11,7 млрд. рублей.

• Лучшие учителя

Выплата премии лучшим учителям с целью стимулировать их нелегкий труд и развить их творческий потенциал впервые была утверждена в 2006 г. С тех пор ежегодно проводятся конкурсы на звание «Лучший учитель года». С 2006 по 2009 гг. каждому из победивших в конкурсе 10 000 учителей выплачивались денежные поощрения в размере 100 000 рублей, а, начиная с 2010 г. каждому из 1000 лучших учителей выплачиваются премии в размере 200 000 рублей. Финансирование проекта ежегодно составляет 200 млн. рублей.

• Поддержка талантливой молодежи

Ключевым ресурсом развития страны является интеллектуальный потенциал ее молодых граждан. Государственная поддержка выявлению и поощрению молодых талантов, таким образом, является стратегически важной для дальнейшего развития национальной экономики, науки, политики, культуры.

В рамках данного проекта при помощи олимпиад предполагается ежегодное определение 5350 юных талантливых людей во всех регионах России. Выплаты 1250-ти ребятам, выбранным из числа победителей российских и международных олимпиад, составляют 60 000 рублей, выплаты 4100 молодым дарованиям, выбранным из числа победителей региональных и из числа призеров российских олимпиад, составляют 30 000 рублей. Причем отбор кандидатов из второй группы осуществляется не только в номинациях научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности, но и, например, в общественной деятельности или любительском спорте.

• Школьное питание

Задача усовершенствования системы школьного питания для всех детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных российских учреждениях, реализуется в настоящее время в экспериментальном проекте. Он предусматривает повышение качества и доступности школьных завтраков и обедов за счет усовершенствования технологии их производства и доставки в школы, а также расширения сети школьных столовых и комбинатов школьного питания.

На основании конкурсного отбора были выявлены регионы-победители, которым для реализации проекта только за 2008-2009 гг. было выделено по 500 млн. рублей. Реализуемый до настоящего времени проект уже имеет осязаемые достижения: в школьных учреждениях, участвующих в эксперименте, горячее питание теперь получают не 76% учащихся, как было раньше, а все 100 %.

• Образование военнослужащих-контрактников

Помощь в организации обучения молодых людей, отслуживших не менее 3-х лет по контракту в рядах Российской армии, на подготовительных курсах университетов, является одним из важных направлений приоритетного национального проекта «Образование». Принятый в 2007 г. Федеральный закон обеспечил право на льготы при поступлении в вузы бывшим контрактникам, а приказ Министерства образования и науки РФ определил порядок выплаты им стипендий за счет государственного бюджета. Таким образом, бывшие военнослужащие получили льготы как при поступлении на подготовительные курсы ряда российских университетов, так и непосредственно при поступлении на 1 курс вуза. Финансирование реализуемого проекта составляет 500 млн. рублей ежегодно.

По материалам сайта «Дискуссионный клуб Министерства образования и науки Российской Федерации» (www.mononline.ru )